Меню

Воспитание несовершеннолетних граждан, защита их прав и законных интересов как функция государства возникла в России только в годы советской власти.

13 декабря 2017 в 13:00 Просмотров: 1

Воспитание несовершеннолетних граждан, защита их прав и законных интересов как функция государства возникла в России только в годы советской власти.

Непосредственно после Октябрьской революции советское государство провозгласило и стало неуклонно претворятъ в жизнь новый принцип отношений к детям - принцип социального воспитания детей. Впервые в истории человечества забота о ребенке стала прямой обязанностью государства, причем основное внимание обращалось на детей обездоленных, осиротевших, заброшенных, беспризорных. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства,

30 декабря 1917 года (12 января 1918 года) по инициативе народного комиссара государственного призрения А.М.Коллонтай совместно с комиссариатом юстиции было проведено организационное заседание по выработке мер по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей, подготовке их к общественно полезному труду. С учетом рекомендаций заседания Народным комиссариатом юстиции был подготовлен проект декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР "О комиссиях для несовершеннолетних", который на заседании 9 (22) января 1918 года под председательством В.И.Ленина был принят.

Опубликован он был 14(27) января 1918 года в "Газете Временного рабочего и крестьянского правительства". С этого времени впервые в России возникли комиссии для несовершеннолетних, к ведению которых были отнесены все дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях.

Данным декретом суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упразднялись, а в системе органов социального обеспечения создавались комиссии о несовершеннолетних в составе представителей ведомств: общественного призрения, народного просвещения и юстиции. Устанавливалось, что количество членов комиссии должно быть не менее трех человек, при обязательном участии врача.

Декретом определялись формы работы комиссии. После рассмотрения материалов на несовершеннолетнего комиссия либо освобождала его, либо в соответствии с характером совершенного им правонарушения направляла в одно из учреждений Народного комиссариата общественного призрения, соответствующего характеру, совершенного деяния. Определение типов детских учреждений для правонарушителей и разработка инструкции для комиссий о несовершеннолетних были поручены Наркомату общественного призрения.

А.М.Коллонтай обратилась к Советам рабочих и солдатских депутатов, общественным учреждениям, педагогам с призывом принять участие в организации работы комиссий о несовершеннолетних. 20 января (2 февраля) 1918 года постановлением народного комиссара государственного призрения был создан отдел призрения несовершеннолетних и в его ведение переданы все исправительно-воспитательные приюты, колонии и учреждения. Отдел вскоре был переименован в отдел несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях, и совместно с отделами материнства, младенчества и приютов общего характера образовал коллегию призрения несовершеннолетних.

1 мая 1918 года в Москве открылся первый распределительно-наблюдательный пункт (приют) для несовершеннолетних правонарушителей (ныне ЦВИНП на Алтуфьевском шоссе).

В начале июня 1918 года была издана инструкция об организации комиссий для разбора дел о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях. При организации комиссий о несовершеннолетних органы социального обеспечения исходили из того, что комиссии должны были не только рассматривать материалы о правонарушениях несовершеннолетних, но и организовывать борьбу с беспризорностью.

Уже в 1918 году встал вопрос об усилении борьбы с беспризорностью. Комиссии о несовершеннолетних, при которых в ряде мест по образцу прежних особых судов для несовершеннолетних возникал институт обследователей, который занимался в основном правонарушителями. Органы милиции также изымали с улиц только тех подростков, которые совершали правонарушения, и препровождали их в комиссии, где они имелись, либо в общие места заключения, если комиссия не работала. Какого-либо специального учреждения по предупреждению детской беспризорности не существовало.

В это же время возник вопрос о создании специальной детской милиции.

Отдел несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях, часто именовался и как отдел дефективных детей. Отдел приютов общего характера в апреле 1918 года был переименован в отдел детских домов.

Впервые необходимость создания особой детской милиции обосновала С.Е. Копелянская. Она исходила из того, что социальное воспитание надо начинать именно с беспризорных, заброшенных детей, к которым относила сирот, внебрачных детей, детей, покинутых родителями, занимающихся нищенством, несовершеннолетних проституток, детей, родители которых лишены родительской власти вследствие своей жестокости, пьянства, совершения преступлений либо занятий попрошайничеством, а также со всех несовершеннолетних правонарушителей. "Нет детей преступников, - говорила С.Е. Копелянская, - есть дети морально заброшенные»

30 июля 1920 года была утверждена инструкция комиссиям по делам о несовершеннолетних. Инструкция вводила новое наименование комиссии «комиссии по делам о несовершеннолетних», определяла порядок образования. Комиссия формировалась при губернских и уездных секциях правовой защиты детей отделов народного образования. Она состояла из трех членов (председатель - педагог, члены - врач и народный судья).

Учреждённые в 1918 году, комиссии по делам несовершеннолетних, находились в ведении Комиссариата общественного призрения (социального обеспечения) до 4 марта 1920 года, а затем были переданы в Наркомат просвещения и его местных органов.

Дальнейшее правовое регламентирование получили комиссии по делам о несовершеннолетних в декрете от 04 марта 1920 года.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 мая 1925 г. при Наркомате просвещения РСФСР была создана Центральная комиссия по делам о несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Утверждено Положение о ней. Тем самым уже тогда определялись ее координационные функции и роль организатора профилактической работы. Одновременно эта комиссия координировала и контролировала деятельность нижестоящих комиссий. Центральная комиссия работала при Народном комиссариате просвещения и состояла из представителей народных комиссариатов просвещения, внутренних дел, здравоохранения и юстиции. В нее с правом совещательного голоса входили представители ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, отдела работниц и крестьянок ЦК ВКП(б) и ЦК крестьянских обществ взаимопомощи. В штатах комиссии был консультант-докладчик и секретарь.

Постепенно развивался институт обследователей-воспитателей при комиссиях по делам о несовершеннолетних. Обследователями-воспитателями разрешалось принимать педагогов в возрасте не моложе 22 лет, имеющих опыт в обращении с детьми осознающих сложную задачу перевоспитания беспризорных. К выполнению своихобязанностей обследователь-воспитатель допускался только после прохождения
специальных курсов.

Дело на правонарушителя к обследователю-воспитателю поступало, как правило, из детской милиции (инспекции) либо непосредственно от председателя комиссии, и он изучал не только семейные условия воспитания подростка, обстановку по месту работы, учебы, но и знакомился с ближайшими его товарищами, выяснял причину, толкнувшую несовершеннолетнего на совершение поступка, или причины его беспризорности.

Правилами предусматривалось, что родители должны иметь постоянное наблюдение за несовершеннолетним и всегда знать, где он находится и что делает. Подросток без разрешения родителей или обследователя-воспитателя не имел права менять учебу или работу. Обследователь-воспитатель был обязан посещать подростка на дому (в первый период не менее двух раз в неделю), проводить беседы с ним и его родителями, стараться войти в его интересы и изменить окружающую его среду, следить за занятиями в школе. Если обследователь-воспитатель устанавливал, что несовершеннолетний не может больше оставаться на свободе, то он докладывал об этом комиссии. О проделанной с несовершеннолетним работе он ежемесячно представлял комиссии отчет.

Борьба с детской беспризорностью в г. Москве и Московской губернии в 20-е годы.

Тяжелейшим наследием войны и хозяйственной разрухи явилась детская беспризорность.

Москва и Московская губерния являлись центром, притягивающим к себе безработную и беспризорную массу всех возрастов со всех концов России.

Сеть детских домов, созданная в годы после революции, не могла вместить всех беспризорных детей, выбрасываемых на улицу условиями существующей жизни. Количество беспризорных детей и подростков, несмотря на принимаемые меры постоянно увеличивалось.

Комиссия о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях, организовалась в Москве весной 1918 г. Ее возглавила известный деятель по охране детства того периода, комиссар Московского губернского отдела социального обеспечения А.Д. Калинина. Она дала такую характеристику состоянию детских учреждений тех лет: «...первые сообщения о состоянии московских городских приютов были чрезвычайно безотрадны... Дети приходили в приют только ночевать, а дни проводили на улицах, занимались воровством и нищенством... Всюду дезорганизация, саботаж, хищения.»

Комиссия должна была не только рассматривать материалы о правонарушениях несовершеннолетних, но и организовывать борьбу с беспризорностью.

В задачи Комиссий о несовершеннолетних входило рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных детьми и подростками в возрасте до 16 лет, и определение по отношению к ним мер медико-педагогического воздействия.

Московская губерния и г. Москва образовывали в то время одну
административную единицу, поэтому существовала одна комиссия по делам о
несовершеннолетних.

Кроме текущей работы по разбору дел о правонарушениях несовершеннолетних, Комиссия вела пропаганду среди широких масс трудящихся вопросов детского права и борьбы с детскими правонарушениями мерами профилактического характера. С этой целью она взаимодействовала с детской социальной инспекцией, с Районными Женотделами, организациями РЛКСМ и юных пионеров, с фабзавкомами и жилищными товариществами, привлекала к активной работе студентов, выступала в Народном Суде для защиты прав несовершеннолетних, организовывала клубы для детей, состоящих под присмотром Комиссии, периодические собрания родителей этих детей для совместного обсуждения вопросов профессионального образования и политического развития несовершеннолетних, совершающих правонарушения.

Чрезвычайная комиссия Моссовета и МОНО провели большую работу по организации детских учреждений и определению в них беспризорных. В 1921 г. было открыто 269 детских домов, в которых учились грамоте и трудовому ремеслу 139,9 тыс. детей. Однако в результате голода в 1921-1922 гг. из различных районов республики в Москву прибывали новые беспризорные. Это вызывало дополнительные трудности. И все же были приняты меры, чтобы ликвидировать детскую безнадзорность. Создавались дома для детей дошкольного и школьного возрастов, а также для подростков. Для больных детей открывались санаторные и лесные школы. В 1925 г. только в детдомах находилось 23,5 тысяч детей. Среди них 38% составляли пионеры и 11% - комсомольцы.

Созданная сеть детских учреждений, организованная внешкольная работа способствовали тому, что, как отмечалось на декабрьском 1928 г. пленуме Моссовета, в столице беспризорность практически была ликвидирована.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в 1967-991годы

Комиссии по делам несовершеннолетних, согласно Положениям о них, утвержденным указами Президиумов Верховных Советов союзных республик РСФСР - 3 июня 1967г., являлись основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающимся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних.

Состав этих комиссий формировался преимущественно по принципу представительства от соответствующих органов государственного управления с обязательным участием работников органов народного образования, здравоохранения, внутренних дел, социального обеспечения, а также с включением в них представителей общественных организаций.

В 1967 году было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, действующее и до настоящего времени, хотя многие его положения, в связи с произошедшими социально-экономическими и политическими изменениями полностью устарели.

Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях по делам несовершеннолетних было обусловлено необходимостью улучшения форм воспитательной и предупредительной работы среди подростков, охраны их прав, совершенствования методов перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Оно было направлено на усилие роли названных комиссий в деле организации профилактической работы, на уточнение и расширение их компетенции. Здесь можно выделить три основных периода.

В 1977 г. ввиду вновь осложнившегося положения с преступностью несовершеннолетних центральными органами были приняты дополнительные решения по улучшению воспитательной работы и предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Они предусматривали улучшение социального планирования, активизацию воспитательно-профилактической деятельности государственных органов и общественных организаций, обеспечение надлежащих условий для воспитания детей и подростков, усиление ответственности родителей и т.д. Постановление ЦК КПСС «Об улучшении воспитательной работы и предупреждения правонарушений несовершеннолетних» (1977г.) предусмотрело необходимость включения вопросов предупреждения преступности в планы социального развития и коллективные договоры предприятий и учреждений. Этим постановлением было признано необходимым создание единой системы трудоустройства молодежи.

В 1980-1984гг. с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и республиканских кодексов об административных правонарушениях была расширена компетенция комиссий по делам несовершеннолетних в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей, уточнены меры воздействия, применяемые при рассмотрении указанной категории дел.

В 1985 году с принятием антиалкогольного законодательства Союза ССР и союзных республик еще более расширяется компетенция комиссий по делам несовершеннолетних. В связи с реализацией этих правовых актов в союзных республиках принимаются указы Президиумов Верховных Советов о внесении изменений и дополнений в Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Являясь государственными органами, комиссии по делам несовершеннолетних по своему составу сближаются с органами общественной самодеятельности. Почти все лица, входящие в состав комиссий, - представители государственных органов и общественных организаций. Такое сочетание усиливает возможности комиссий, расширяет их организационные средства, создает дополнительные пути для широкого привлечения государственных органов и общественности к борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.

В этот период создается единая система органов, занимающихся предупреждением правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности, обеспечиваются необходимые условия и подход к воспитанию тех из них, которые нуждаются в специальном педагогическом режиме. Законодательство определило и уточнило подведомственность рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних и их родителей, установило единые меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним, четко регламентируя действия должностных лиц специальных воспитательных учреждений VII. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на современном этапе

Распад Советского Союза, реформирование государственного и общественного строя в России, кардинальная ломка основных устоев жизни граждан, рождение новых общественных отношений и разрушение старых, сопровождающееся острейшими кризисными явлениями в сфере экономики и социальной жизни общества, привели к небывалому росту напряженности в обществе, к опасной по своим масштабам криминализации страны.

Ранее существовавшая система предупреждения преступлений полностью распалась, новая своевременно создана не была. Особенно пагубно это отразилось на положении с преступностью несовершеннолетних, где профилактика преступлений всегда занимала особое место в борьбе с ней.

Положение усугубилось тем, что законодательные акты, регламентировавшие данную сферу отношений до распада СССР, перестали действовать либо перестали применяться, а законодательство Российской Федерации только начало разрабатываться. Это привело к тому, что именно в начале 90-х годов были разрушены практически все ранее созданные звенья специализированной воспитательно-профилактической системы. Вопросы профилактики были сняты Законом РФ «Об образовании» для учебных заведений, Законом РФ «О милиции» для специализированных подразделений милиции. Прекратили деятельность комиссии по делам несовершеннолетних как координирующие органы по организации борьбы с преступностью, молодежные и общественные досуговые организации. Чтобы исправить данное положение, руководство страны осуществляет ряд попыток воссоздать систему предупреждения преступности несовершеннолетних на иных концептуальных принципах.

6 сентября 1993 года был издан Указ Президента РФ № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» с которого фактически начался новый этап в деятельности комиссий. С этого периода, а затем и в последующие годы, особенно после принятия 24 июня 1999 года Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетни» фактически была сформирована государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. В название комиссий по делам несовершеннолетних были добавлены слова «и защите их прав».

Задачи, поставленные ФЗ от 24.06.1999 года №120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» перед комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, потребовали качественно нового уровня деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Именно на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав законодательством были возложены функции по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних, координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области.

С 2002 гола на территории Московской области отрабатывается модель, направленная на поэтапное создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработку ювенальных технологий.

Гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних требует выработки современных, адекватных мер социальной профилактики. Практика работы и сама жизнь доказали, что эти меры должны быть не карательными и репрессивными, а воспитательными и реабилитационными. Очень важна их индивидуализация. Совершенствование законодательства требует новых подходов к его исполнению.

К сожалению, биографии детей и подростков, вступивших в конфликт с Законом, безнадзорных, рано познавших вкус спиртного, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков или как - то иначе искалечивших свою (а зачастую и ни в чем неповинных потерпевших) жизнь, очень похожи. Общеизвестно, что их негативный опыт «ролом из детства». Нередко они повторяют аналогичный опыт родителей, бабушек или дедушек.

Причина практически всех проблем известна. Это - семейное неблагополучие. Причем, с каждым годом все чаше это неблагополучие связано не только с бедностью или антиобщественным поведением родителей. Детское одиночество в богатых и бездуховных семьях приводит к более жестоким и зачастую непоправимым последствиям.

Предупреждать и предотвращать противоправные деяния, совершаемые несовершеннолетними или в отношении них, легче и менее затратно, чем заниматься ликвидацией их последствий.

Научиться выявлять кризисные ситуации на самой ранней стадии, организовать действенную систему зашиты прав несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении - задача поистине стратегическая.

В этой работе роль и значение межведомственной координации, а значит и соответствующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее -комиссий). возрастают многократно

Отрабатывать ювенальные технологии возможно и необходимо в рамках действующего международного и российского законодательства. Одновременно совершенствуя его.

В условиях проведения административной реформы и изменения законодательства очень важно определить роль и место каждого субъекта системы профилактики, иных ведомств социального и правоохранительного блоков и структур, в своей деятельности имеющих касательство к вопросам, связанным с семьей и несовершеннолетними. Ведь дети с трудными судьбами не появляются внезапно. Они живут рядом с нами. Безусловно, необходимо ужесточение ответственности родителей. Вместе с тем, усиливаются риски, когда на фоне родительской безответственности присутствует бездеятельность соответствующих должностных лиц. Это «сочетание» зачастую приводит к невосполнимым потерям и человеческим трагедиям. Поэтому необходимо повысить и персональную ответственность должностных лиц.

Комплексный подход к решению проблем профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, суицидов и правонарушений несовершенно-летних, защиты их прав может быть обеспечен только при условия непрерывности профилактического процесса. Звенья профилактической цепочки должны быть неразрывны. Самая дорогостоящая цепочка даже без одного звена не будет функциональна, упадет и превратится просто в «драгметалл».

При дисфункции отдельных звеньев профилактической цепочки их совместная деятельность напоминает «белку в колесе». А этих звеньев более чем достаточно, чтобы вовремя протянуть руку оступившемуся и запутавшемуся подростку, а также его родителям.

По Федеральному Закону «06 основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ХШО-ФЗ от 24 июня 1999 года эти звенья -комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма. Приюты, центры: реабилитационные; кризисные; психолого-педагогические; экстренной помощи; помощи детям, оставшимся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования; специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого тапа; различные образовательные и медицинские учреждения. Зачастую забывают, что в системе органов внутренних дел несовершеннолетними занимаются не только сотрудники подразделения по делам не-совершеннолетних, но оперуполномоченные по делам несовершеннолетних (в ФЗ - 120 криминальная милиция выделена, как самостоятельный субъект профилактики); оперуполномоченные, занимающиеся розыском несовершеннолетних, без вести пропавших.

Кроме субъектов профилактики, в пределах установленной законом компетенции, проблемами, связанными с семьей и несовершеннолетними, занимаются: следователи, расследующие уголовные дела а отношении несовершеннолетних (они есть в системе как территориальных органов внутренних дел, так и на железнодорожном, воздушном, водном транспорте; метрополитене; в прокуратурах); помощники прокуроров, занимающиеся надзором за исполнением законодательства в отношении несовершеннолетних; федеральные судьи, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также рассматривающие гражданские дела; мировые судьи; судебные приставы; воспитатели, психологи в следственных изоляторах и воспитательных колониях; сотрудники уголовно-исполнительных инспекций; подразделений Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и другие.

В целях эффективной реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «06 основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Московской области принимаются меры по созданию комплексной системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Для выработки новых подходов к решению обозначенных проблем и укрепления межведомственного взаимодействия в мае 2002 года была создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области (далее -Комиссия при Губернаторе Московской области).

Комиссия при Губернаторе Московской области формируется с учетом включения в ее состав максимального числа ответственных должностных лиц, имеющих отношение к обсуждаемым проблеме и полномочия для их решения, а также с целью сокращения количества заседаний и дублирования друг друга по узковедомственным направлениям деятельности.. Будучи членом комиссии, каждый отрабатывает то направление, за которое отвечает в качестве должностного лица и государственного служащего по месту работы. Общественники приходят по зову сердца. К счастью, в нашей стране их еще очень много.

Для оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, нормативно-правового, информационно-аналитического, методического и организационного обеспечения деятельности Комиссии при Губернаторе Московской области в апреле 2002 года в аппарате Правительства Московской области создан отдел по делам несовершеннолетних. Заведующий отделом является ответственным секретарем Комиссии при Губернаторе Московской области.

Отдел с момента создания и до настоящего времени на постоянной основе выполняет функции межведомственного оперативного штаба по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

С 2002 года в муниципальных образованиях стали создаваться аналогичные отделы. Их особенностью является то, что они - вневедомственные. Это способствует более объективному анализу и оценке складывающейся криминогенной ситуации. Позволяет более независимо выявлять недостатки в деятельности субъектов системы профилактики, оценивать эффективность проводимой ими профилактической работы и разрабатывать межведомственные мероприятия.

Большое внимание в работе уделяется отработке механизма взаимодействия и взаимоинформирования между всеми сотрудниками органов и учреждений системы профилактики Московской области и г. Москвы.

Комиссией при Губернаторе Московской области обобщаются информационно-аналитические и статистические сведения, характеризующие деятельность всех субъектов профилактики, а также - милицейская, судебная, уголовно - исполнительная и иная статистика, необходимая для аналитической работы. Выявляются проблемные вопросы, требующие межведомственного разрешения, разрабатываются пути их решения. На основании анализа определяются городские округа и муниципальные районы с наиболее высоким уровнем безнадзорности, совершения противоправных деяний, которым оказывается межведомственная организационная, методическая и практическая помощь.

Наиболее актуальные вопросы рассматриваются на заседаниях Комиссии при Губернаторе Московской области, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области.

В соответствии с действующим законодательством комиссии обладают определенными властными полномочиями, что выражается в наделении их правом рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить определения и постановления, обязательные для исполнения участниками административного процесса.

Со вступлением в действие 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних полностью отнесена к ведению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, значительно возросло за счет таких составов, которые ранее рассматривались органами внутренних дел или иными органами и должностными лицами.

Впервые члены комиссии наделены правом возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей}, 5.37 (незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех этапах и стадиях административного производства от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства, значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других его отраслей.

Комиссией при Губернаторе Московской области совместно с муниципальными комиссиями уделяется большое внимание непрерывности и преемственности профилактического процесса, укреплению межведомственного взаимодействия в профилактической работе с несовершеннолетними я их семьями, находящимися в социально опасном положении.

Своевременное выявление детей и семей «группы риска» позволяет на ранней стадии организовывать с ними межведомственную социально-реабилитационную и психолого-педагогическую работу.

Очевидно, что с учетом объема и значимости, возложенных на комиссии государственных полномочий, осуществлять их на общественных началах стало невозможно и бесперспективно.

30 декабря 2005 года принят Закон Московской области № 273/2005-ОЗ «0 комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области», который 22 января 2006 года вступил в силу. Закон регламентирует правовые и организационные основы деятельности комиссий на территории Московской области.

Будучи коллегиальными органами, комиссии своими постановлениями, обязательными для исполнения, уполномочены разрабатывать межведомственные программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. В постановлениях по конкретным персональным делам - давать конкретные поручения всем субъектам профилактики и должностным лицам по организации индивидуальной профилактической работы, устанавливать сроки и контролировать исполнение постановлений. Такой подход способствует повышению уровня и качества реабилитационной работы, расширению сети социозащитных учреждений, наполнению инфраструктуры социальной профилактики. Стимулирует ответственность должностных лиц и более четко выявляет «безответственных».

Комиссия - безусловный системообразующий орган. Это - уникальный российский опыт (в 2013 году комиссиям исполнилось 95 лет), подтвержденный здравым смыслом и нормами международного права: п.б.ч.Зст.40 Конвенции ООН о правах ребенка ст.11.1,11.2,14.1 Пекинских правил. Их главный смысл в том, что « в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства...».Даже перед самым профессиональным специализированным судом несовершеннолетний должен предстать только после того, как будут исчерпаны меры воспитательного и реабилитационного воздействия. А прежде перед судом должны ответить родители и чиновники, не принявшие своевременных мер по защите прав ребенка.

С 1 января 2006 года на территории Московской области находится около 400 муниципальных образований. При этом отработанная система комиссий сохранена и совершенствуется. В настоящее время, во исполнение Закона Московской области, в 72 муниципальных районах и городских округах образованы комиссии. По согласованию с Комиссией при Губернаторе Московской области утверждены новые составы комиссий. Для обеспечения деятельности теперь в каждом муниципальном районе и городском округе при главах созданы самостоятельные структурные подразделения (отделы или секторы по делам несовершеннолетних и защите их прав). Все сотрудники (около 300 человек) являются муниципальными служащими.

В 2002 году в Московской области началась работа по ведению единого учета несовершеннолетних безнадзорных и правонарушителей. Информация, поступающая в Комиссию при Губернаторе Московской области, обрабатывается отделом по делам несовершеннолетних и вносится в базу данных. Затем незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию для принятия экстренных мер и жизнеустройства детей и подростков.

Руководители территориальных комиссий оперативно реагируют на полученную информацию, принимают незамедлительны меры к оказанию детям и подросткам социально-реабилитационной и психолого-педагогической помощи.

В настоящее время постоянно пополняется база данных (по муниципальным образованиям) на несовершеннолетних, задержанных за безнадзорность. Ведется работа по пополнению базы сведениями о совершенных несовершеннолетними административных правонарушений, преступлениях; об осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; планируемом освобождении из воспитательных колоний, следственных изоляторов, специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, помиловании; помещении в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и других.

В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганды правовых знаний территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в образовательных и различных детских учреждениях проводятся «Дни профилактики» с участием представителей заинтересованных ведомств.

В соответствии с текущими и перспективными планами основных организационных мероприятий Правительства Московской области Комиссией при Губернаторе Московской области с 2002 года совместно с областными субъектами профилактики; территориальными комиссиями, ГУВД Московской области, ГУВД г. Москвы, Московским УВД на железнодорожном транспорте, УВД на Московском метрополитене, на территории г. Москвы и Московской области проводятся межведомственные профилактические рейды, операции: «Безнадзорные дета», «Игла», «Подросток», «Неформал» и другие.

В рамках проведения ежегодной межведомственной профилактической операции «Подросток» особое внимание уделяется вопросам организации летней занятости несовершеннолетних, их досуга и предупреждения детской безнадзорности и правонарушений во время летних каникул.

Комиссиями проводятся межведомственные рейды, в ходе которых проверяются места концентрации несовершеннолетних; посещаются по месту жительства несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении; принимаются меры по оздоровлению обстановки в семьях, возвращению детей в семьи, образовательные учреждения, вовлечению их в кружки и секции и т.д.

Серьезное внимание уделяется профилактике совершения повторных правонарушений несовершеннолетних.

С этой целью в муниципальных комиссиях концентрируется информация не только на безнадзорных и правонарушителей, обсуждаемых на заседаниях, но и на не-совершеннолетних, привлеченных в качестве обвиняемых по уголовным делам; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; находящихся и вернувшихся из учебно - воспитательных учреждений закрытого типа, следственных изоляторов и воспитательных колоний.

После принятия Закона в каждой комиссии в функциональные обязанности одного из штатных сотрудников входит взаимодействие с правоохранительными органами, судами, службой судебных приставов, учреждениями системы исполнения наказаний. Его обязанность - предоставлять им необходимую межведомственную информацию о подростке, его семье, социально - бытовых условиях, ранее проводимой профилактической работе и т.д. Штатных сотрудников комиссий приглашают следователи, судьи для характеристики личности несовершеннолетних, Их мнение выслушивают при решении вопроса об избрании меры пресечения или наказания. Ими же обеспечивается межведомственное социальное сопровождение несовершеннолетнего и его семьи задолго до того, как уголовное дело или материал в отношении него поступит в суд.

Снижение уровня повторной преступности, оказание положительного влияния на противоправное поведение несовершеннолетнего, совершившего правонарушение возможно, если несовершеннолетний будет включен в индивидуальную профилактическую работу со стороны всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений с момента совершения им административного правонарушения или общественно опасного деяния; предъявления ему обвинения.

Организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Московской области строится по зональному принципу.

В период 2005-2007 года помимо Закона Московской области «О комиссиях ...» разработаны нормативные правовые акты и методические рекомендации, касающиеся деятельности комиссий:

1. Положение об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области», утвержденное постановлением Губернатора Московской области от 28 августа 2006 г. N 112-ПГ.

2. Положение об организации индивидуальной профилактической работы с несо-вершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, утвержденное постановлением Губернатора Московской области от 3 августа 2006г. К101-ПГ.

3. Методические рекомендации по изучению комиссиями по делам несовершенно-летних и защите их прав вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Информационно-методическая справка о работе с несовершеннолетними, осво-божденными от уголовной ответственности или отбывания наказания, обвиняемыми (подозреваемыми) в совершении преступлений, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учреждений закрытого типа, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

5. Информационно-аналитическая справка о состоянии и мерах по розыску несо-вершеннолетних, находящихся в местном и федеральном розыске, самовольно уходящих из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и социозащитных учреждений.

6. Обзор о рассмотрении Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области жалоб и обращений граждан.

7. Методические рекомендации по применению комиссиями по делам несовер-шеннолетних и защите их прав норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Методические рекомендации по применению комиссиями по делам несовер-шеннолетних и защите их прав норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся нарушения Правил дорожного движения.

9. Обзор об индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, чья личность не установлена, либо не имеющими документов. удостоверяющих личность, находящимися в социозащитных учреждениях Московской области.

10. Методические рекомендации по правовому просвещению учащихся,

11. Информация о результатах работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Московской области.

12. Методические рекомендации по подготовке материалов для включения в ежегодный доклад «0 состоянии и мерах по предупреждению безнадзорности, беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области».

13. Методические рекомендации об организации деятельности базовых комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

14. Инструкция по организации деятельности координаторов по работе несовершеннолетними, отбывающими наказания в воспитательных колониях и находящимися в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Совместными усилиями всех заинтересованных ведомств удалось сократить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии на территории Московской области.